Антоний Чертовский (tony_dickens) wrote,
Антоний Чертовский
tony_dickens

Взлом техногенной системы


Фото с сайта http://rollingout.com/business/finance-wealth/5-credit-card-habits-adopt-new-year/

У каждого человека есть свой «пунктик». За моим дядей, например, следит КГБ. Я же периодически становлюсь до неприличия падким на легкую наживу. Я бы, наверное, собирал купоны, если бы не мои куда более сильные загоны в области питания, а пока что я люблю оформлять себе кредитные карты со всякими сопутствующими фишками и ништяками.

В стране, где долг среднего гражданина без учета ипотеки составляет 20 (двадцать!) тысяч долларов — я сам офигел — впарить человеку новую кредитку становится непросто, поэтому для заманухи кредитные компании навешивают на свои кредитные карты всевозможные бонусы. Самым распространенным является так называемый «кэшбэк» — в конце года вам возвращается какой-то процент, обычно один, от всех потраченных через кредитку денег. В бытность студентом-обладателем бесплатной кредитки с четвертьпроцентным возвратом (0.25%) я так обрадовался первой поощрительной выплате в 20 долларов, что с тех редко ношу с собой наличные и стараюсь совершать все платежи с помощью кредитки.

Тут надо сказать огромное спасибо папе, выработавшему во мне волю и умение распоряжаться деньгами — на сегодняшний день я ни разу не платил проценты по кредитным картам, так как погашаю все долги в течение льготного периода.

Зарекомендовав себя перед банком, как ответственный транжира, я был переведен в «элитную» группу. Мне дали кредитку с аж однопроцентным (1%) кэшбэком и прочими потенциально полезными плюшками как-то продление гарантии при покупке электроники и бытовой техники, членство в автоклубе «Виза» (оплачиваемый эвакуатор, помощь с авто в труднодоступных районах, оплачиваемая страховка при прокате автомобиля и т.д.) и кто припомнит, что еще. Простому смертному за это удовольствие приходится платить сто долларов в год, но владельцам еще более «элитного» банковского счета она дается в придачу бесплатно. Банковский счет, в свою очередь, обвешан собственными хрустальными шарами вроде бронированной банковской ячейки, неограниченного количества транзакций, бумажных чеков и прочего. Но что самое главное, этот счет также может быть вашим БЕСПЛАТНО, если вы пообещаете постоянно держать на нем некоторую сумму (обычно $5000). Задача для общества, живущего в долг, очевидно, непростая.

Здесь применим еще один финт ушами. Деньги за камеру хранения и кредитку снимаются раз в год, и элитный счет важно иметь только раз в году в момент снятия этих платежей.

Возвращаясь к главной теме — вся эта канитель изначально для того, чтобы среди прочего не платить за кредитку, возвращающую вам один процент от потраченных денег. Мелочь, а приятно. С тех самых пор я горестно сожалею, что ни один домовладелец не принимает оплату аренды с кредиток.

Следующим этапом в моей жизни была карта Американ Экспресс, выдававшаяся бесплатно (при наличии удовлетворительной кредитной истории) членам «кооператива» Костко. Американ Экспресс начислял трехпроцентный (3%!) возврат за посещение ресторанов и забегаловок, два процента (2%) за траты на бензоколонках и один процент за все остальное. Это был просто фурор, пока я не выяснил на практике, что добрая половина коммерческих заведений не принимает Американ Экспресс для оплаты. Стимулируя покупателя поощрительными выплатами, платежные системы отыгрываются на предпринимателях, взимая процент с каждой транзакции. И чем больше стимул для покупателя, тем обычно выше процент для продавца.

В зависимости от образа жизни, три процента с каждого обеда в ресторане и кофе в кафе за год могут стоить вам еще одной улыбки под Рождество, так что моим дежурным вопросом официанту стал: «Вы принимаете Американ Экспресс?». Расчетливые держатели китайских ресторанов не любят платить лишнего и «Амекс» не жалуют, поэтому эта фраза стала также дежурной дразнилкой у моих коллег:

— Антон, сколько раз за год у тебя приняли эту карту? На моей памяти это случилось дважды!


Однажды вечером мне позвонили из банка и предложили карту, на которую за каждый потраченный доллар начислеятся миля. Мили в последствии можно конвертировать в авиабилеты. Кредитка стоила $140 в год, но в рамках специального предложения первый год пользования для меня был бесплатным, кроме того за регистрацию мне сразу подарили 15 000 миль. Мили на практике оказались более соизмеримы с сотнями метров, но за полгода я насобирал их достаточно, чтобы проведать близких на другом конце континента. Неприятным моментом стала необходимость оплатить налоги и багаж, но авиакомпания реабилитировала себя щедрой компенсацией за задержку в пути (подробности по ссылке: http://tony-dickens.livejournal.com/147706.html). Кредитку, однако, я поспешил отменить, пока она не стала платной.

По возвращении домой меня почти с трапа приветствовала женщина, заявившая:

— Ты много летаешь! Тебе понравится наше предложение!

В результате я получил практически идентичные условия от другого банка, подарившего мне дежурные 15000 очков, которые уже сейчас можно разменять на билет в соседнюю провинцию. Самое время влюбиться в кого-нибудь в Ванкувере и летать туда на выходные.


Многие читатели спросят, где же здесь «пунктик»? Вполне себе адекватное поведение. Подождите еще немножко. Моим сопутствующим «пунктиком» является легкое помешательство на оптимальности и защите окружающей среды. В какой-то момент мне пришло в голову, что делать стирку раз в неделю не очень экологично, и куда оптимальнее иметь запас трусов и носков на целый месяц — ведь это уменьшит расход воды и моющего средства более чем в четыре раза. Здесь я, правда, переборщил, потому что увесистый мешок грязного белья помещается не в каждую стиральную машину, но обо всем по порядку. Я выбрался в специализированный магазин носков и трусов, где мне тут же предложили оформить специальную носочно-трусо́чную кредитку. С моим трёхпроцентным кэшбэком я, конечно же, не повелся, но тут индийский клерк вытащил туз из рукава: за оформление кредитки покупателю обещался подарочный сертификат на 60 долларов, которые теоретически можно вычесть из сегодняшней покупки. Для этого нужно всего лишь прийти в магазин через 2 дня и оформить возврат и повторную покупку этих же трусов, пусть даже ношеных. Или просто сделать покупку с новой кредитки, когда она придет по почте! Все эти уловки обычно рассчитаны на то, что человеку станет лень, и он не будет дергаться, придет в следующий раз и купит что-нибудь еще. Но вы ведь уже знакомы со мной!

Астрономическое количество купленных носков также давало мне право на прогрессивную скидку, которая по сложности была сопоставима с налоговой декларацией, и продавец то ли ошибся, то ли упустил ее из виду, и чтобы исправить оплошность, ему пришлось оформить возврат и повторную покупку части носков. Через два дня я пришел за 60 долларами, принеся чеки и часть купленного товара, потому что другая часть уже была на мне. Хитрый индус умолял потратить подарочные карты на новый товар. Но я-то знал, что со своим месячным запасом белья приду сюда очень нескоро. Бедный южно-азиатский продавец стал списывать призовые деньги с еще несуществующей кредитки, переводить их на гифт-карты, оформлять повторный возврат, пересчитывать прогрессивную скидку, возвращать деньги на кредитку, с которой проводилась оплата, оформлять новую покупку снова, по-новой применять прогрессивную скидку, принимать для оплаты гифт-карты... И вот она победа! Сорок минут возни за 60 долларов — так ведь даже не каждый врач получает.

Спустя пару месяцев, улучив минутку, я позвонил по телефону, напечатанному на так и не активированной носочной кредитке, и отказался от нее.


Как и Костко любая крупная сеть магазинов периодически стремится навязать покупателям собственную кредитку, предоставляя держателям эксклюзивные скидки и прочие блага. Кроме «Носки и Трусы Инкорпорэйтэд» есть еще пара магазинов, куда я захожу приблизительно раз в год. Обычно тогда же я в очередной раз оформляю себе новую кредитку, использую ее для получения скидок, после чего забываю даже пин-код, и спустя несколько месяцев снова отказываюсь от нее.


История с Американ Экспресс получила почти детективное продолжение, когда Костко отказалось от сотрудничества с ними, и стало продвигать новую кредитку от Мастер Кард. Чтобы удержать клиентов, Американ Экспресс поднял кэшбэк до пяти (5%!) процентов на рестораны и бензин, правда лишь на первые полгода. Стоит ли говорить, какой кредиткой я расплачиваюсь на бензоколонке? Однако, я считаю дни, до истечения призовых шести месяцев (после которых возврат будет составлять всего 1.25%), чтобы тут же податься на новую Мастер Кард, с еще более убойными первыми тремя месяцами: 6% на рестораны и 4% на бензин (3% и 2% соответственно после окончания акции).


В одной книге я прочел, что в современном мире кредитная карта является если не символом мужественности, то по крайней мере финальным атрибутом взросления: человеку доверена ответственность брать деньги взаймы и отвечать за свои решения. Кто я согласно этой классификации, мне страшно даже предположить. Примечательно, что кто-то из моих знакомых считает кредитные карты абсолютным злом и умышленно уклоняется от владения ими, а кто-то не в силах совладать с соблазном распорядиться деньгами, которых у них нет…


Берегите себя. Будьте благоразумны.
Tags: Канада, загоны, кредиты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments